Общие теоретические аспекты древнекитайской медицины

Многие производители аппликаторов и других похожих массажеров ссылаются на применение принципов древнекитайской (древневосточной) медицины в работе своих изделий. Поскольку в стандартной вузовской программе подготовки врачей не предусмотрено изучение основ древнекитайской рефлексотерапии, то даже заведомо ложные или непроверенные данные могут быть приняты «на веру».

В данном пособии авторы останавливаются на принципах древневосточной медицины, рассматривая ее сквозь призму современных физиологических и анатомических учений, для того чтобы у коллег создалось определенное представление о данном направлении медицины, которое, мы надеемся, предупредит их возможные заблуждения в этом вопросе.

Китайские учения об акупунктуре (иглоукалывании) и акупрессуре тесно связаны с древнекитайской философией, без которой невозможно понять принципы древневосточной рефлексотерапии. Именно поэтому в пособии даны краткие сведения о мировоззрении, существовавшем в Древнем Китае. В рассматриваемой философии выделяют несколько ключевых положений (учений) (Лувсан Г., 2000).

 

Первое основное учение — концепция инь-ян

    Это учение о двух началах, «полярных силах», существующих в организме: негативном, холодном, женском – инь (затемненная сторона) и его противоположности – ян. Эта концепция пересекается с современными представлениями о строении вегетативной нервной системы, имеющей симпатический и парасимпатический отделы, являющиеся антагонистами.

 

Вторая ключевая концепция − У-СИН.

    У-СИН чаще всего переводится как «пять первоэлементов». Древневосточные ученые обращали внимание на цикличность тесно связанных между собой явлений (ночь и день и т.д.), а также на цикличность функций человека: сон-бодрствование, вдох-выдох и проч. Древние философы попытались создать первую теорию гомеостаза (постоянства внутренней среды человека), приняв за основу пять элементов: огонь, землю, металл, воду, дерево. Для истории и современной науки представляет интерес тот факт, что все эти элементы были взаимосвязаны, и врачевание заключалось, в том числе, в умении воздействовать на один из них, вызывая изменения во всем организме. Важным моментом является то, что каждый элемент мог рассматриваться в аспекте инь-ян. Здесь можно провести параллели с современными представлениями о нервно-гуморальном регулировании организма.

 

Учение о главных органах и элементах внутренней среды.

    Известно, что уже в древних китайских книгах имеются специальные анатомические таблицы, где в примитивной форме схематически изображено строение органов (анатомия) и их взаиморасположение (топография). Эти таблицы свидетельствуют о том, что древним врачам были известны: головной мозг, сердце, сосуды, трахея, легкие, плевра, пищевод, желудок, кишечник, печень и желчный пузырь, почки, мочевой пузырь, диафрагма, матка и нервы. Однако схемы строения и представления о  функциях органов не соответствуют современным научным положениям. Очевидно, каждому из «основных» органов приписывалось значительно большее количество функций.

   Древние китайские врачи считали, что организм состоит из нескольких основных частей: субстанции (чин), жизненной энергии (чи), крови (сюэ), телесных соков (цзынь– е), а также духовного начала (шень).

   Интересно, что, в соответствии с учением, субстанция является формой материи, из которой состоит организм. Врожденная субстанция наследуется от родителей. В тесном взаимодействии с врожденной находится приобретенная субстанция, которая является материальной основой органов и их функций. Таким образом, мы видим своеобразное учение о геноме человека.

Учение об энергии и меридианах.

    Согласно древнекитайскому учению, во Вселенной имеется движущая сила. Она есть как в масштабах макрокосма, так и микрокосма (человека). В свою очередь, движущая сила человека (чи) бывает как внешней, так и внутренней. Внутренняя движущая сила циркулирует в организме по меридианам: постоянным, чудесным, сухожильно-мышечным, передне- и заднесрединном, а также в основных органах (чжан и фу).

   По данному учению, состояние здоровья характеризуется нормальным движением чи (в Древней Индии – прана) в организме. В 12-ти постоянных меридианах циркуляция «энергии» подчиняется внутренним биологическим часам; в процессе циркуляции происходит взаимодействие с «главными» органами, а в «жизненных» точках происходит взаимодействие с окружающей средой. Полный круг циркуляции завершается за 24 часа.

   M.Rubin (1974) так представляет понятие чи (прана): « В любом функционирующем органе происходят обменные процессы и вырабатывается энергия, химические и физические процессы и электрические проявления которой нам известны. Медики Древнего Востока выявили, что от каждого органа к коже направляется часть энергии, которая циркулирует по строго определенным путям».

   По древневосточным представлениям, меридиан управляет потоком крови и жизненной энергии, осуществляет гармонию инь и ян, оживляет мышцы и кости, облегчает работу суставов, служит для передачи энергии от внутреннего органа к покрову тела.

   Даже учитывая определенную схожесть древних и современных представлений о функционировании организма человека, последователи классической восточной медицины не рекомендуют все упрощать и сводить к известным знаниям, а также мистифицировать процессы, протекающие в организме при использовании в терапии иглоукалывания, прижигания и других методов восточной медицины (Лувсан Г., 2000).



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>